В бизнес-среде часто возникают ситуации, когда нужно расширение, обновление или же сокращение штат. В компаниях появляются свободные вакансии, рабочие места, на которые нужны профильные специалисты. Недостаточно просто разместить объявление в СМИ или подать запрос на биржу труда и ждать потока желающих. Подбор персонала в сегодняшних реалиях — это многоступенчатый процесс, который объединяет сразу несколько видов деятельности. Эффективный рекрутер должен уметь находить и анализировать информацию о рынке труда, обладать навыками психолога и маркетолога, быть эмоционально и психологически устойчивым. Задача специалиста по рекрутингу — заинтересовать кандидата на вакансию так, чтобы и потенциальный сотрудник компании, и работодатель получили выгоду от заключения трудового договора.
Рекрутинг — это комплекс методов, которые позволяют HR-специалисту привлечь персонал нужного профиля и квалификации в компанию работодателя.
Эффективная работа HR-специалиста с работодателем и претендентами на вакансию строится на таких принципах:
Таким образом, эффективный рекрутинг строится на четырех принципах:
Предварительная работа. До подачи заявки о поиске сотрудников нужно четко определить: какой персонал нужен для решения задач бизнеса.
Проверка кандидата по списку критериев. Даже рекрутер с опытом не может быть на 100% уверен в соискателе. При собеседовании возникает много вопросов к кандидату, складываются общие впечатления, которые нужно перепроверять.
Расстановка приоритетов. Идеального персонала, который бы подходил компании на 200%, не существует. Поэтому нужно четко расставлять приоритеты: какие характеристики соискателей важны, а какие — нет.
Поисковая активность. Подбор кандидатов на вакансию — это всегда постоянный поиск, даже если претендент подходит и уже согласился принять предложение работодателя. Может быть так, что за 1-2 дня кандидат изменит решение, потому что выберет другую компанию. Рекрутер должен быть готов к форс-мажорам, и иметь наготове запасные варианты.
Рекрутинговая деятельность имеет и свои особенности.
Первая — соискатели здесь в равных правах с работодателями. Сегодня разбрасываться резюме кандидатов не могут позволить и крупные компании. Даже рядовые вакансии могут долго оставаться незакрытыми, что говорить о профильных должностях. В некоторых отраслях вакансий в разы больше, чем соискателей.
Вторая — активная «продажа» вакансии. HR-специалист должен уметь «продать» вакансию соискателю, перевести его на следующий этап воронки — собеседование с руководителем или ТОП-менеджером компании.
Третья — «обзор» на 360 градусов. Хорошо, когда у рекрутера есть личная сеть соискателей на разные вакансии. Но этого недостаточно. Сегодня нужно иметь дополнительные возможности для поиска: группы в соцсетях/мессенджерах, форумы по смежным видам работ, трастовые площадки и т.д.
Есть несколько методов подбора профильного персонала:
Также используются методы внутреннего и внешнего подбора специалистов. В первом случае кандидатов находят в среде штатных сотрудников. Например, перспективного работника повышают в должности, переводят на другое место работы. Внешний поиск обычно осуществляется через биржи труда, социальные сети, мессенджеры, доски объявлений.
Технологии привлечения кадров на рабочие места:
Работодатель заинтересован в быстром поиске персонала на вакантные должности. Однако рекрутинговая деятельность имеет свои особенности, поэтому на скорость закрытия вакансий влияют несколько переменных:
Иерархия должности. Найти работников склада, охранников, подсобных рабочих можно достаточно быстро. Эти специальности не требуют особого навыка от соискателей. Сложнее искать менеджеров высшего звена, руководителей, финансового директора, главбуха. На подбор таких сотрудников может уйти 3-4 месяца и более.
Профиль, квалификация. Профильных специалистов искать сложнее и дольше. Обычно кандидаты, которые могут закрыть ключевые позиции в компании, уже где-то работают. Рекрутеру нужно заинтересовать специалиста карьерным ростом, зарплатой, социальными гарантиями и т.д.
Показатели спроса и предложения на рынке труда. Например, вакансии на градообразующее предприятие редко остаются открытыми больше месяца. Другой вариант — поиск менеджера по продажам в малый или средний бизнес. В этом случае должность может оставаться вакантной долгое время.
Привлекательность оффера (предложения). Если предложения на вакантную должность составлены правильно, то найти персонал можно быстрее. Оффер должен отвечать ожиданиям соискателя, мотивировать его дать согласие на трудоустройство в компанию.
Процесс отбора. Как работодатель хочет быстрее нанять нужный специалистов, так и соискатель хочет быстрее пройти все формальности подбора. То есть, чем больше собеседований устраивает работодатель, тем больше риск, что нужный кандидат «отвалиться» в процессе нескончаемых интервью. Отбор должен быть эффективным. В противном случае создастся впечатление, что работодатель сам не знает — чего хочет.
Загруженность рекрутера. HR-специалист использует в работе много методов поиска соискателей, поэтому на обработку 3-4 вакансий уходит достаточно времени. Если рекрутер одновременно работает с 14-16 вакансиями, то обычно страдает качество или срываются сроки поиска.
Этапы подбора соискателей:
Как выстраивается эффективная система подбора персонала с учетом видов и особенностей методов:
Акцент на опыт сотрудников. HR-специалисты или рекрутинговые агентства должны регулярно адаптировать, улучшать систему поиска соискателей на вакантные должности. Недостаточно разработать «неподвижную» программу онбординга и просто рассылать приглашения на вакансии. Нужно убрать все препоны на пути соискателя и сотрудника к вакантной должности.
Аналитика, прогностика. Рекрутеры и HR-специалисты в штате должны регулярно отслеживать КПД каналов привлечения кадров, рассчитывать риски, прогнозировать эффективность работы и проводить взвешенную кадровую политику.
Поиск «среди своих». Зачастую проще обучить перспективных сотрудников в штате компании, чем найти специалиста на вакантную должность. Например, оплатить переобучение штатного работника в ТОП-менеджера может быть выгоднее, чем нанимать нового сотрудника.
Быть активным на рынке труда. Используйте потенциал, навыки и знания HR-специалистов на 100%, чтобы привлекать нужных сотрудников в компании.
Усиливайте HR-бренд. Узнаваемость и положительный имидж фирмы также можно считать еще одним методом привлечения сотрудников. Отзывы штатных работников, присутствие в соцсетях и мессенджерах, каналы на трастовых бизнес-площадках. Все это способы популяризации бренда среди клиентов, партнеров и потенциальных сотрудников.
Какие проблемы возникают в рекрутинговой деятельности:
Поиск специалистов на вакантные должности идет по-разному, и во многом зависит от размеров компании. Крупный и средний бизнес может позволить содержать в штате:
В компаниях малого бизнеса зачастую задачи HR-специалиста выполняет сам руководитель или его помощники. Нанимать рекрутеров на отдельные должности невыгодно, так как в таких компаниях штат сотрудников невелик.
Алгоритм поиска соискателей в разных компаниях может существенно различаться, многое зависит от масштаба бизнеса и кадровой политики. Однако в большинстве случаев используется классическая схема:
Этапов рекрутинга может быть больше, если на работу принимается ТОП-менеджер, или меньше — когда ищется персонал на должности, которые не требуют особых навыков или профильных знаний.
Поиск, привлечение и отбор новых специалистов можно отдать на аутсорсинг рекрутинговому агентству. В чем преимущества такого формата:
Привлечение сотрудников на вакантные должности — это комплексная, многоступенчатая задача со своими правилами, методами и нюансами. Каждый бизнес, так или иначе, сталкивается с проблемой обновления штата, которую нужно решать. Можно нанять HR-специалистов в штат организации или обратиться в рекрутинговое агентство. В любом случае, только профессиональный подход к поиску сотрудников обеспечит рост и продвижение компании. Эффективный рекрутинг и взвешенная кадровая политика решает все!