Top.Mail.Ru
Связь с руководством Пригласить на тендер Обратный звонок
115191, г. Москва, Гамсоновский пер., д.2, стр. 1, офис 108
info@algorithm24.ru
+7 495 106-96-66 Найти персонал
8 800 775-71-31 Найти работу
Пригласить на тендер Обратный звонок

Обучение и развитие сотрудников

04.02.2023

Сотрудники, способные эффективно решать задачи бизнеса, не появляются из ниоткуда. Перспективную команду нужно планомерно создавать, вкладываться в развитие и пользоваться передовыми моделями обучения. Это первоочередная задача специалистов HR-отдела, руководителей компании и менеджеров высшего звена. Однако значимого уровня развития кадров можно достичь только системным подходом к обучающему процессу. Основная цель системы — это подготовить компетентных работников, которые смогут решать актуальные задачи бизнеса.

Компетенции сотрудников: что это такое и зачем их развивать?

Термин компетенции означает наличие у специалиста определенных знаний, навыков, способностей и черт характера, которые вкупе влияют на продуктивность деятельности. Развитие ключевых навыков позволяет профессионально расти как самим сотрудникам, так и компании, в которой они работают. Бизнес получает такие преимущества:


  • Повышается производительность и эффективность труда;
  • Обученные сотрудники лучше вникают в специфику работы, вносят свой вклад в рост и продвижение бизнеса;
  • Быстрее закрываются ключевые вакансии, так как работодатель создал резерв компетентных кадров.
  • Повышается конкурентоспособность компании в отрасли, на рынке. Такому бизнесу проще находить перспективных партнеров, клиентов, участвовать в государственных тендерах.

На ком лежит ответственность за развитие компетенций?

В классическом варианте за обучение сотрудников отвечает компания — руководители старшего звена. Почему привычный подход не самый лучший? Дело в том, что компания вкладывает средства и время на развитие сотрудников, тогда как сами обучающиеся «привыкают», что их должны обучать бесплатно. Так размывается ответственность работников за знания, которые они получают из программы. Помимо того, вложившись в обучение, компания не гарантирует того, что человек не решит сменить место работы.


Более рациональный и перспективный подход — это распределение оплаты за обучение между компанией и работником. Соотношение может быть в равных долях — 50/50, или 60/40, 70/30 и т.д. В таком случае работник мотивирован финансово получить из программы максимум пользы, а работодатель снижает затраты на обучение специалистов.

Система развития кадров

Обучение специалистов выстраивается в четкую последовательность мероприятий:


  1. Выявление потребности в обучении кадров. ТОП-менеджер, HR-специалист или руководитель компании определяют уровень профподготовки каждого человека в штате. На предварительном этапе нужно выяснить, какие навыки развивать. Результат обучения во многом зависит от конкретики поставленной задачи. Не правильно пытаться обучить работников всем желаемым навыкам сразу.
  2. Мотивирование кадров к обучению. До сотрудника нужно довести тот факт, что повышение навыков поможет ему стать успешнее в профессии, больше зарабатывать, продвигаться по карьерной лестнице.
  3. Выстраивание эффективного подхода к процессу. Можно использовать только внутренние резервы компании, если таковые есть в достаточном количестве. Другой вариант — привлечь к обучающему процессу стороннюю организацию. Например, учебный центр. Тот или иной подход зависит от целей обучения и возможностей работодателя.
  4. Подготовка обучающей модели. Выбор методов и мероприятий довольно обширный: мастер-классы, семинары, стажировка, онлайн-лекции и т.д.
  5. Разработка плана мероприятий. Ответственные за обучающий процесс специалисты составляют расписание занятий.
  6. Аттестация кадров. В ходе обучения и по его завершению работники сдают экзамены/тесты, получают аттестат о повышении квалификации.

Виды компетенций кадров

Рабочий коллектив представляет собой сложный «организм», в котором каждый работник имеет свой набор навыков — квалификация, эмоционально-нравственные качества, мировоззрение и т.д.


Компетенции кадров можно разделить на три большие группы:


  • Специальная — определяет объем знаний, навыков и умений, которые использует специалист в работе.
  • Социальная — определяет способность работника выстраивает взаимоотношения внутри коллектива, соблюдать установленные правила компании, отвечать за работу.
  • Индивидуальная — определяет способность работника самостоятельно принимать решения, организовать процесс в рамках своей должности, стремиться к личностному и карьерному росту.

Оценка навыков сотрудников

Уровень квалификации работников отслеживается с помощью анализа и оценки их деятельности. Такие проверки нужно проводить регулярно, а не только при приеме кадров в штат. Этот процесс состоит из нескольких этапов:


  1. Разработка плана-графика проверок на разных должностях.
  2. Подготовка вопросов для тестирования, заданий.
  3. Проведение тестирования, экзаменов на проверку знаний/навыков.
  4. Анализ и систематизация результатов проверок.
  5. Формирование итогового отчета по тестированию.

Методы развития сотрудников

Обучение кадров может проводиться внутри компании или с привлечением сторонних организаций.


Внутри компании:


  • Наставничество. Обучение работника занимается более опытный сотрудник компании.
  • Перевод в другое подразделение. Перспективного работника переводят на 1-3 месяца в один из успешных отделов/филиалов фирмы, чтобы он перенял на практике опыт коллег и смог внедрить его в своем отделе.
  • Инструктажи. Проводятся при приеме в штат, а также перед использованием нового оборудования.
  • Шедоуинг (Shadowing). Менее опытный работник повторяет действия сотрудника в режиме «тени». Часто используется при обучении новых сотрудников, выпускников профильных ВУЗов.
  • Buddying (приятели). Вариация наставничества, при которой специалист и обучающийся работают в паре на равноправных «приятельских» взаимоотношениях.

Могут также создаваться проектные, рабочие группы. Внутри компании создается коллектив специалистов разного профиля и уровня для решения задачи, в том числе и для обучения менее опытных работников.


Внешнее обучение:


  • Тренинги, курсы повышения квалификации. Они могут проводится дистанционно или в специализированных учебных центрах.
  • Самостоятельное обучение. Работник стремится повысить навыки, чтобы продвигаться по карьерной лестнице. Для этого он изучает литературу, проходит мастер-классы и семинары.
  • Конференции. Обучающие мероприятия для сотрудников с разным профессиональным уровнем.

Также применяются методики дистанционного и онлайн-обучения. Интерактивные вебинары, мастер-классы, лекции, программы повышения квалификации с помощью учебных порталов в интернете. Работник может проходит курсы в любое удобное время, без отрыва от производства.

Современные методики обучения персонала

Методы обучения кадров базируются на нескольких аспектах:


Первый — адаптация обучения под возможности конкретного работника.


Второй — онлайн-обучение без отрыва от производства.


Третий — цифровизация контента, применение мобильных программ обучения.


Четвертый — использование принципов геймификации в обучении.

Вывод

Обучение сотрудников в компании требует грамотного подхода, когда руководитель и работники четко понимают цели, способы достижения, а также несут солидарную ответственность за результат. Значимую роль играет доверительная обстановка внутри организации, которая мотивирует менее опытных сотрудников развивать навыки, стремиться к росту в профессии и способствовать общему продвижению компании.

Услуги компании Алгоритм-24

Другие статьи