Сотрудники, способные эффективно решать задачи бизнеса, не появляются из ниоткуда. Перспективную команду нужно планомерно создавать, вкладываться в развитие и пользоваться передовыми моделями обучения. Это первоочередная задача специалистов HR-отдела, руководителей компании и менеджеров высшего звена. Однако значимого уровня развития кадров можно достичь только системным подходом к обучающему процессу. Основная цель системы — это подготовить компетентных работников, которые смогут решать актуальные задачи бизнеса.
Термин компетенции означает наличие у специалиста определенных знаний, навыков, способностей и черт характера, которые вкупе влияют на продуктивность деятельности. Развитие ключевых навыков позволяет профессионально расти как самим сотрудникам, так и компании, в которой они работают. Бизнес получает такие преимущества:
В классическом варианте за обучение сотрудников отвечает компания — руководители старшего звена. Почему привычный подход не самый лучший? Дело в том, что компания вкладывает средства и время на развитие сотрудников, тогда как сами обучающиеся «привыкают», что их должны обучать бесплатно. Так размывается ответственность работников за знания, которые они получают из программы. Помимо того, вложившись в обучение, компания не гарантирует того, что человек не решит сменить место работы.
Более рациональный и перспективный подход — это распределение оплаты за обучение между компанией и работником. Соотношение может быть в равных долях — 50/50, или 60/40, 70/30 и т.д. В таком случае работник мотивирован финансово получить из программы максимум пользы, а работодатель снижает затраты на обучение специалистов.
Обучение специалистов выстраивается в четкую последовательность мероприятий:
Рабочий коллектив представляет собой сложный «организм», в котором каждый работник имеет свой набор навыков — квалификация, эмоционально-нравственные качества, мировоззрение и т.д.
Компетенции кадров можно разделить на три большие группы:
Уровень квалификации работников отслеживается с помощью анализа и оценки их деятельности. Такие проверки нужно проводить регулярно, а не только при приеме кадров в штат. Этот процесс состоит из нескольких этапов:
Обучение кадров может проводиться внутри компании или с привлечением сторонних организаций.
Внутри компании:
Могут также создаваться проектные, рабочие группы. Внутри компании создается коллектив специалистов разного профиля и уровня для решения задачи, в том числе и для обучения менее опытных работников.
Внешнее обучение:
Также применяются методики дистанционного и онлайн-обучения. Интерактивные вебинары, мастер-классы, лекции, программы повышения квалификации с помощью учебных порталов в интернете. Работник может проходит курсы в любое удобное время, без отрыва от производства.
Методы обучения кадров базируются на нескольких аспектах:
Первый — адаптация обучения под возможности конкретного работника.
Второй — онлайн-обучение без отрыва от производства.
Третий — цифровизация контента, применение мобильных программ обучения.
Четвертый — использование принципов геймификации в обучении.
Обучение сотрудников в компании требует грамотного подхода, когда руководитель и работники четко понимают цели, способы достижения, а также несут солидарную ответственность за результат. Значимую роль играет доверительная обстановка внутри организации, которая мотивирует менее опытных сотрудников развивать навыки, стремиться к росту в профессии и способствовать общему продвижению компании.