Top.Mail.Ru
Связь с руководством Пригласить на тендер Обратный звонок
115191, г. Москва, Гамсоновский пер., д.2, стр. 1, офис 108
info@algorithm24.ru
+7 495 106-96-66 Найти персонал
8 800 775-71-31 Найти работу
Пригласить на тендер Обратный звонок

Аутсорсинг: плюсы и минусы

09.06.2023

Термин аутсорсинг (outsourcing) образовался от английского «outer source using» — подключение внешних источников. Основные принципы этого формата взаимодействия были заложены еще в 30-х годах XX века. В современной бизнес-среде, промышленности и индивидуальном предпринимательстве без аутсорса практически не обойтись. Раньше компании набирали в штат бухгалтеров, IT-специалистов, менеджеров отдела продаж, уборщиц или других сотрудников. Работодатель платил зарплату, взносы/налоги, обустраивал рабочее место и т.д. Соответственно, росла нагрузка на бюджет организации. Сегодня непрофильные бизнес-процессы передают под ответственность внешним подрядчикам — аутсорсинговым агентствам. Как работает этот формат? Какие у него преимущества и недостатки? Рассмотрим подробнее в этой статье.

Аутсорсинг — что это такое?

Это формат взаимодействия между работодателем и аутсорсинговым агентством, который подразумевает делегирование части функций, непрофильных операций компании под ответственность внешней организации. Клиент нанимает подрядчиков, которые выполняют поставленные бизнес-задачи вместо штатных специалистов. Взаимодействие между сторонами осуществляется на основе договора подряда. Заказчик платит только за услуги аутсорсера, экономит на подборе, оформлении персонала, а также на страховых и налоговых выплатах за штатных работников.

Отличия аутсорса и предоставления персонала

Часто аутсорсинг путают с форматом предоставления работников (аутстаффингом). Определенные сходства есть, но это — разные понятия. Под аутсорсом понимается использование клиентом сторонних, «чужих» ресурсов. При этом персонал из компании-исполнителя не перемещается в клиентскую организацию. Задачи сотрудникам ставит исполнитель по условиям договора с работодателем. Заказчик не контролирует процесс работы и не управляет им, а только оценивает результат.


Аутстаффинг (вывод за штат) — это привлечение работников, которые официально трудоустроены в компании-исполнителе. Сотрудники находятся под контролем заказчика, но заработную плату получают от официального работодателя. Клиент ставит временному персоналу конкретные задачи, при необходимости обучает, предоставляет средства производства, определяет круг обязанностей.

В каких случаях заказывают аутсорс

К помощи аутсорсинговой компании обращаются, когда бизнесу нужно высвободить штатный персонал для выполнения профильных процессов. Соответственно, непрофильные задачи, которые отнимают ресурсы предприятия, передаются под ответственность сторонних исполнителей. Например, клиенту нужно:


  • Сфокусировать ресурсы на важном направлении бизнеса. Для этого нужно освободить штатных специалистов от второстепенных, но также необходимых задач. В этом случае на аутсорсинг передаются непрофильные процессы предприятия — кадровое делопроизводство, бухгалтерский учет, начисление з/п.
  • Снизить финансовую нагрузку на бюджет предприятия. Например, организация производит товары. В штате, помимо профильных сотрудников, числятся уборщицы, складские работники, охранники или другие кадры, которым также нужно платить зарплату, обучать их, оплачивать страховку, больничные, налоги. Предприятие может сократить персонал, обратиться к аутсорсеру, чтобы закрыть освободившиеся должности и при этом сэкономить на официальном содержании работников в штате.
  • Получить помощь специалистов на начальном этапе бизнеса. Частичный или полный аутсорс поможет закрыть вакантные должности при открытии нового производства, офиса или запуске стартапа.

Как работает аутсорс?

Аутсорсинговый формат взаимодействия состоит из двух этапов:


Первый — подготовительный. Компания выбирает, какие задачи передать под ответственность исполнителя, определяет требования к результату и срокам. Клиент составляет ТЗ, в котором описывает передаваемый на аутсорс бизнес-процесс и критерии качества.


Второй — выбор исполнителя. Клиент находит подрядчика, изучает его опыт, экспертность в поставленных задачах. Заказчику нужно четко понимать, сможет ли аутсорсер решить его вопросы и на какой результат можно рассчитывать.


Дальше стороны работают по следующей схеме:


  • Заказчик с аутсорсером оформляют договор подряда;
  • Агентство назначает куратора проекта, который ведет всю операционную деятельность в процессе реализации проекта. В том числе назначает административный состав (менеджеры, бригадиры) и отслеживает процесс оформления исполнителей по заявкам;
  • Куратор, менеджер и бригадиры управляют работниками, контролируют их деятельность, а также поддерживают обратную связь с клиентом, формируют отчеты о ходе работ.

Помимо этого, исполнитель обеспечивает персонал необходимыми ресурсами для выполнения поставленных задач, отстраняет работников за нарушения статьи № 76 ТК РФ, обеспечивает безопасность работ. Заказчик снимает с себя ответственность за персонал, платит только по факту выполнения задачи с надлежащим качеством.

Преимущества и недостатки аутсорсинга

Как любой формат взаимодействия между работодателем и подрядчиком, аутсорс имеет свои плюсы и минусы.


Достоинства:


  • Оплата за результат работы. Заказчик передает непрофильные функции организации подрядчикам, снимает с себя ответственность за работу с персоналом — подбор, найм, обучение, выплаты, контроль. То есть, оплачивает только услуги аутсорсера.
  • Привлечение компетентных исполнителей. Аутсорсеру важен результат, поэтому специалисты систематически повышают свои компетенции в профильной деятельности. В большинстве случаев аутсорсер лучше справляется с задачей, чем штатный сотрудник, который получает почасовую оплату.
  • Экономия фонда заработной платы. Компания может ограничить собственный штат только узкопрофильными сотрудниками, а второстепенные задачи передать аутсорсеру. Такой подход снизит затраты на оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды и ИФНС.
  • Сохранение правового статуса. Если передать часть функций подрядчику, то организация сохранит юридический статус малого предприятия без ущерба бизнес-процессам.
  • Отсутствие затрат на кадровое делопроизводство. Заказчик не занимается кадровыми вопросами, бухгалтерским/налоговым учетом, начислением вознаграждений. Он только оплачивает услуги агентства по договору подряда.
  • Исключение спорных ситуаций, претензий со стороны государственных служб. Клиент не занимается кадровым менеджментом, все спорные вопросы с сотрудниками и госслужбами решаются аутсорсером.
  • Универсальность. На аутсорс можно передать любые непрофильные задачи частично или полностью. Например, налоговый и бухучет, логистику, управление кадрами, складские работы и другое. Основной критерий — это выгода клиента.

К недостаткам внешнего управления относят все, что связано с человеческим фактором. Например, разглашение конфиденциальной информации третьим лицам или риск некачественного исполнения обязательств специалистами на аутсорсе. Чтобы обезопаситься от этого фактора, в договоре подряда прописывают пункт о неразглашении коммерческой тайны и требования к качеству кадрового менеджмента.

Выгоден ли аутсорс компаниям?

Недостатки аутсорса легко устраняются, если сотрудничать с ответственным аутсорсинговым агентством и правильно составлять договор подряда. Достоинств же у внешнего управления значительно больше. Клиентская организация высвобождает ресурсы для решения профильных задач, сокращает издержки бюджета на содержание штата, кадровое делопроизводство, налоговые и страховые выплаты. При выборе партнера-аутсорсера важно обращать внимание на экспертность организации, ее опыт на рынке и отзывы других клиентов.

Другие статьи