По любым вопросам
Найти персонал
Найти работу
Будни: 08:00 — 19:00
Сб-Вс: выходные
Москва, Гамсоновский переулок, д.2, стр. 1, офис 108, 115191
По любым вопросам
Найти персонал
Найти работу

Аутсорсинг: плюсы и минусы

21.11.2022

Аутсорсинг — это термин, образовавшийся от английского понятия «outer source using», что дословно переводится как — подключение внешних источников. Основные принципы этой идеи сформировались в 30-х годах прошлого столетия в США, когда обострилось противостояние двух автомобильных гигантов Северной Америки — General Motors и Ford.

Тогдашнему генеральному директору GM Альфреду Слоуну удалось вытащить концерн из кризиса за счет передачи ряда функций под ответственность специализированных компаний. В результате предприятие преодолело трудные времена и обогнало по показателям роста извечного конкурента — Ford. Позже принципы производственного и бизнес-аутсорсинга, разработанные Слоуном, стали применяться повсеместно в разных компаниях.


Нечто похожее было и в СССР. Аутсорсингом занимались всевозможные тресты и артели, которые представляли группы отдельных предприятий, занимающихся подрядом. Например, в Союзе работали тресты общепита, они обеспечивали питание рабочих на заводах и фабриках. Современные черты аутсорсинговая деятельность приобрела после распада СССР в 90-е годы, когда страна взяла курс на развитие рыночной экономики.

Аутсорсинг — что это такое?

Под аутсорсингом понимают частичную или полную передачу непрофильных процессов организации сторонним компаниям. Простыми словами, бизнесу не всегда выгодно содержать в собственном штате непрофильных сотрудников.

Пример: фирма занимается изготовлением товаров — соответственно, нет никакой производственной необходимости содержать на балансе предприятия уборщиц, охранников, складских работников и других кадров непрофильной специальности. Предприятие сокращает штат и обращается в аутсорсинговую компанию за услугой предоставления внештатных сотрудников на вакантные должности. Таким образом работодатель снимает с себя обязательства по официальному оформлению кадров, ведению документооборота, налогового и бухучета.


Взаимодействие в формате аутсорсинга осуществляется на договорной основе. Что это такое? Клиентская организация и аутсорсер заключают договор подряда на оказание услуг определенного профиля на постоянную или сезонную работу. Заказчик платит только за услуги аутсорсингового агентства, снимает с себя обязанность заниматься непрофильной деятельностью и отвечать за временных рабочих.

Как работает аутсорсинг на практике?

Фактически под ответственность аутсорсера можно передать любые функции бизнеса. Главное, чтобы компания, которая предоставляет специалистов в формате аутсорсинга, профессионально выполняла свои задачи. На практике применяется частичное или полное делегирование третьим лицам бизнес-процессов предприятия. На частичный аутсорс обычно передаются непрофильные задачи. Например, хлебопекарня может нанять внештатных сотрудников для доставки продукции в магазины, чтобы не содержать на балансе собственных доставщиков.


Крупные организации также передают только часть задач на аутсорсинг, чтобы заместить заболевших специалистов или разгрузить профильные отделы. Зачастую на аутсорс отправляют кадровиков, бухгалтеров, PR-специалистов, охранников, уборщиков, сотрудников общепита и т.д.


Полное делегирование функций бизнеса специалистам аутсорсингового агентства выгодно малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям. Сторонние специалисты могут заменить штатный персонал полностью, включая профильные специальности.

Преимущества и недостатки аутсорсинга

Предоставление внештатных специалистов помогает предприятиям и индивидуальным предпринимателям сократить издержки бюджета, быстро получить квалифицированные кадры под свои задачи, а также избежать бумажной волокиты с оформлением сотрудников и ведением документооборота. Рассмотрим плюсы и минусы таких трудовых отношений подробнее.


Преимущества аутсорсинга:


  • Экономия бюджета на кадровое делопроизводство. Поиском и отбором внештатных специалистов нужных компетенций занимается аутсорсер — заказчик только озвучивает требования к нанимаемым сотрудникам. Все организационные и кадровые задачи находятся в ведении рекрутингового агентства.
  • Сохранение юридического статуса бизнеса. За счет привлечения внештатных сотрудников предприятие контролирует численность собственного штата, поэтому может рассчитывать на льготный режим налогообложения.
  • Отсутствие социальных обязательств перед наемным персоналом. Агентство аутсорсинга является официальным работодателем персонала. Соответственно, оно обязуется оплачивать страховки, платить налоги и взносы во внебюджетные фонды за каждого сотрудника.
  • Оплата за результат работы. Сотрудник в штате не всегда работает с максимальной отдачей, так как получает почасовую оплату. Специалист на аутсорсинге получает выплаты только за результат деятельности.
  • Независимость от обстоятельств. Компания в любом случае получит заявленный результат, даже если внештатные сотрудники уволятся, заболеют, уйдут в отпуск. Аутсорсер быстро предоставит равноценную замену.

К недостаткам аутсорсинга обычно относят всё, что связано с человеческим фактором. Например, существует опасность разглашения коммерческой тайны или конфиденциальной информации третьими лицами. Чтобы обезопаситься от этого фактора, в договоре прописывают пункт о неразглашении секретной информации. Также существуют определенные риски некачественного исполнения обязательств внештатными сотрудниками, бесконтрольного ведения делегированных бизнес-процессов. Ответственные аутсорсеры предоставляют в таких случаях освобожденного менеджера/бригадира, который следит за работой внештатных кадров.