Термин аутсорсинг (outsourcing) образовался от английского «outer source using» — подключение внешних источников. Основные принципы этого формата взаимодействия были заложены еще в 30-х годах XX века. В современной бизнес-среде, промышленности и индивидуальном предпринимательстве без аутсорса практически не обойтись. Раньше компании набирали в штат бухгалтеров, IT-специалистов, менеджеров отдела продаж, уборщиц или других сотрудников. Работодатель платил зарплату, взносы/налоги, обустраивал рабочее место и т.д. Соответственно, росла нагрузка на бюджет организации. Сегодня непрофильные бизнес-процессы передают под ответственность внешним подрядчикам — аутсорсинговым агентствам. Как работает этот формат? Какие у него преимущества и недостатки? Рассмотрим подробнее в этой статье.
Это формат взаимодействия между работодателем и аутсорсинговым агентством, который подразумевает делегирование части функций, непрофильных операций компании под ответственность внешней организации. Клиент нанимает подрядчиков, которые выполняют поставленные бизнес-задачи вместо штатных специалистов. Взаимодействие между сторонами осуществляется на основе договора подряда. Заказчик платит только за услуги аутсорсера, экономит на подборе, оформлении персонала, а также на страховых и налоговых выплатах за штатных работников.
Отличия аутсорса и предоставления персонала
Часто аутсорсинг путают с форматом предоставления работников (аутстаффингом). Определенные сходства есть, но это — разные понятия. Под аутсорсом понимается использование клиентом сторонних, «чужих» ресурсов. При этом персонал из компании-исполнителя не перемещается в клиентскую организацию. Задачи сотрудникам ставит исполнитель по условиям договора с работодателем. Заказчик не контролирует процесс работы и не управляет им, а только оценивает результат.
Аутстаффинг (вывод за штат) — это привлечение работников, которые официально трудоустроены в компании-исполнителе. Сотрудники находятся под контролем заказчика, но заработную плату получают от официального работодателя. Клиент ставит временному персоналу конкретные задачи, при необходимости обучает, предоставляет средства производства, определяет круг обязанностей.
К помощи аутсорсинговой компании обращаются, когда бизнесу нужно высвободить штатный персонал для выполнения профильных процессов. Соответственно, непрофильные задачи, которые отнимают ресурсы предприятия, передаются под ответственность сторонних исполнителей. Например, клиенту нужно:
Аутсорсинговый формат взаимодействия состоит из двух этапов:
Первый — подготовительный. Компания выбирает, какие задачи передать под ответственность исполнителя, определяет требования к результату и срокам. Клиент составляет ТЗ, в котором описывает передаваемый на аутсорс бизнес-процесс и критерии качества.
Второй — выбор исполнителя. Клиент находит подрядчика, изучает его опыт, экспертность в поставленных задачах. Заказчику нужно четко понимать, сможет ли аутсорсер решить его вопросы и на какой результат можно рассчитывать.
Дальше стороны работают по следующей схеме:
Помимо этого, исполнитель обеспечивает персонал необходимыми ресурсами для выполнения поставленных задач, отстраняет работников за нарушения статьи № 76 ТК РФ, обеспечивает безопасность работ. Заказчик снимает с себя ответственность за персонал, платит только по факту выполнения задачи с надлежащим качеством.
Как любой формат взаимодействия между работодателем и подрядчиком, аутсорс имеет свои плюсы и минусы.
Достоинства:
К недостаткам внешнего управления относят все, что связано с человеческим фактором. Например, разглашение конфиденциальной информации третьим лицам или риск некачественного исполнения обязательств специалистами на аутсорсе. Чтобы обезопаситься от этого фактора, в договоре подряда прописывают пункт о неразглашении коммерческой тайны и требования к качеству кадрового менеджмента.
Недостатки аутсорса легко устраняются, если сотрудничать с ответственным аутсорсинговым агентством и правильно составлять договор подряда. Достоинств же у внешнего управления значительно больше. Клиентская организация высвобождает ресурсы для решения профильных задач, сокращает издержки бюджета на содержание штата, кадровое делопроизводство, налоговые и страховые выплаты. При выборе партнера-аутсорсера важно обращать внимание на экспертность организации, ее опыт на рынке и отзывы других клиентов.