Top.Mail.Ru
Связь с руководством Пригласить на тендер Обратный звонок
Москва, Гамсоновский пер., дом 2, стр. 1, офис 108
info@algorithm24.ru
Пн-Пт
09:00-19:00
+7 495 106-96-66 Найти персонал
8 800 775-71-31 Найти работу
Пригласить на тендер Обратный звонок

Аутсорсинг: плюсы и минусы

09.06.2023

Термин аутсорсинг (outsourcing) образовался от английского «outer source using» — подключение внешних источников. Сегодня без аутсорсинга практически не обойтись в бизнесе, особенно если речь идёт о логистике, ритейле, производстве, гостиничном и ресторанном бизнесе.


Компании всё чаще передают непрофильные бизнес-процессы на аутсорсинг персонала, экономя на содержании штатных специалистов. Это может быть уборка, складские задачи, работа грузчиков, фасовщиков, мерчандайзеров и других специалистов.

Аутсорсинг — что это такое?

Это формат взаимодействия между работодателем и аутсорсинговым агентством, который подразумевает делегирование части функций, непрофильных операций компании под ответственность внешней организации. Клиент нанимает подрядчиков, которые выполняют поставленные бизнес-задачи вместо штатных специалистов. Взаимодействие между сторонами осуществляется на основе договора подряда. Заказчик платит только за услуги аутсорсера, экономит на подборе, оформлении персонала, а также на страховых и налоговых выплатах за штатных работников.


Особенно популярен аутсорсинг складского персонала и производственного персонала.

Отличия аутсорса и предоставления персонала

Часто аутсорсинг путают с форматом предоставления работников (аутстаффингом). Определенные сходства есть, но это — разные понятия. Под аутсорсом понимается использование клиентом сторонних, «чужих» ресурсов. При этом персонал из компании-исполнителя не перемещается в клиентскую организацию. Задачи сотрудникам ставит исполнитель по условиям договора с работодателем. Заказчик не контролирует процесс работы и не управляет им, а только оценивает результат.


Аутстаффинг (вывод за штат) — это привлечение работников, которые официально трудоустроены в компании-исполнителе. Сотрудники находятся под контролем заказчика, но заработную плату получают от официального работодателя. Клиент ставит временному персоналу конкретные задачи, при необходимости обучает, предоставляет средства производства, определяет круг обязанностей.


В первом случае — заказчик не управляет работниками напрямую. Во втором — получает сотрудников под свое руководство, как, например, при аутстаффинге грузчиков или разнорабочих.

В каких случаях заказывают аутсорс

К помощи аутсорсинговой компании обращаются, когда бизнесу нужно высвободить штатный персонал для выполнения профильных процессов. Соответственно, непрофильные задачи, которые отнимают ресурсы предприятия, передаются под ответственность сторонних исполнителей.


Аутсорсинг особенно актуален, когда:


  • нужно высвободить ресурсы для ключевых задач и передать второстепенные на аутсорсинг уборщиков или сортировщиков;
  • стоит задача сократить фонд оплаты труда без потери в эффективности — за счет передачи задач временным специалистам;
  • необходимо быстро стартовать новый проект или закрыть потребности сезонного спроса без оформления персонала в штат.

Как работает аутсорс?

Аутсорсинговый формат взаимодействия состоит из двух этапов:


Первый — подготовительный. Компания выбирает, какие задачи передать под ответственность исполнителя, определяет требования к результату и срокам. Клиент составляет ТЗ, в котором описывает передаваемый на аутсорс бизнес-процесс и критерии качества.


Второй — выбор исполнителя. Клиент находит подрядчика, изучает его опыт, экспертность в поставленных задачах. Заказчику нужно четко понимать, сможет ли аутсорсер решить его вопросы и на какой результат можно рассчитывать.


Дальше стороны работают по следующей схеме:


  • Заказчик с аутсорсером оформляют договор подряда;
  • Агентство назначает куратора проекта, который ведет всю операционную деятельность в процессе реализации проекта. В том числе назначает административный состав (менеджеры, бригадиры) и отслеживает процесс оформления исполнителей по заявкам;
  • Куратор, менеджер и бригадиры управляют работниками, контролируют их деятельность, а также поддерживают обратную связь с клиентом, формируют отчеты о ходе работ.

Помимо этого, исполнитель обеспечивает персонал необходимыми ресурсами для выполнения поставленных задач, отстраняет работников за нарушения статьи № 76 ТК РФ, обеспечивает безопасность работ. Заказчик снимает с себя ответственность за персонал, платит только по факту выполнения задачи с надлежащим качеством.


Агентство полностью берет на себя подбор, оформление и администрирование кадров. Например, если вы ищете персонал на склад, все эти процессы идут через команду агентства.

Преимущества и недостатки аутсорсинга

Как любой формат взаимодействия между работодателем и подрядчиком, аутсорс имеет свои плюсы и минусы.


Достоинства:


  • Оплата за результат работы. Заказчик передает непрофильные функции организации подрядчикам, снимает с себя ответственность за работу с персоналом — подбор, найм, обучение, выплаты, контроль. То есть, оплачивает только услуги аутсорсера.
  • Привлечение компетентных исполнителей. Аутсорсеру важен результат, поэтому специалисты систематически повышают свои компетенции в профильной деятельности. В большинстве случаев аутсорсер лучше справляется с задачей, чем штатный сотрудник, который получает почасовую оплату.
  • Экономия фонда заработной платы. Компания может ограничить собственный штат только узкопрофильными сотрудниками, а второстепенные задачи передать аутсорсеру. Такой подход снизит затраты на оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды и ИФНС.
  • Сохранение правового статуса. Если передать часть функций подрядчику, то организация сохранит юридический статус малого предприятия без ущерба бизнес-процессам.
  • Отсутствие затрат на кадровое делопроизводство. Заказчик не занимается кадровыми вопросами, бухгалтерским/налоговым учетом, начислением вознаграждений. Он только оплачивает услуги агентства по договору подряда.
  • Исключение спорных ситуаций, претензий со стороны государственных служб. Клиент не занимается кадровым менеджментом, все спорные вопросы с сотрудниками и госслужбами решаются аутсорсером.
  • Универсальность. На аутсорс можно передать любые непрофильные задачи частично или полностью. Например, налоговый и бухучет, логистику, управление кадрами, складские работы и другое. Основной критерий — это выгода клиента.

К недостаткам внешнего управления относят все, что связано с человеческим фактором. Например, разглашение конфиденциальной информации третьим лицам или риск некачественного исполнения обязательств специалистами на аутсорсе. Чтобы обезопаситься от этого фактора, в договоре подряда прописывают пункт о неразглашении коммерческой тайны и требования к качеству кадрового менеджмента.

Выгоден ли аутсорс компаниям?

Да. Особенно — когда нужно сократить издержки и повысить гибкость бизнес-процессов. Главное — выбрать надежное агентство с опытом и отлаженными процессами. «Алгоритм24» предлагает готовые решения под ключ: от аутсорсинга до аутстаффинга персонала — с возможностью быстрой адаптации под задачи бизнеса.

Другие статьи