Аутстаффинг и аутсорсинг — два популярных подхода к оптимизации бизнес-процессов, которые могут показаться схожими, но на самом деле имеют отличия. Рассмотрим каждый из них, чтобы понять, какой из подходов может быть более выгоден для бизнеса.
Работодатель обращается в рекрутинговое агентство, у которого есть нужный персонал на сезонную или постоянную занятость. Стороны заключают гражданско-правовой или подрядный договор на оказание услуг в рамках аутсорсинга, аутстаффинга или предоставления специалистов в аренду. В зависимости от формата взаимодействия специалисты агентства выполняют поручения заказчика — на территории работодателя или удаленно. При этом заработную плату им выплачивает агентство, также оно платит за них налоги, страховые взносы, обеспечивает социальную поддержку. Заказчик оплачивает только саму услугу аутсорсинговой компании и не несет ответственности за привлеченные кадры.
Вопрос выбора между этими моделями часто стоит перед руководителями компаний, стремящихся оптимизировать бизнес-процессы, снизить затраты. Несмотря на то, что обе модели предполагают привлечение внешних ресурсов, различия между ними существенные. Аутсорсинг подразумевает передачу функций или проектов сторонней организации, которая полностью берет на себя ответственность за работу. Аутстаффинг же предполагает временный найм персонала через посредническую компанию для работы над внутренними задачами заказчика. При этом сотрудники формально числятся в штате аутстаффинговой компании.
Сферы применения аутсорсинга широки: от IT-услуг до бухгалтерского учета и клининга. Данный подход позволяет сосредоточиться на задачах, а не на рутинной поддержке процессов. Аутстаффинг находит свое применение, когда компании необходимы узкоспециализированные специалисты на определенный срок. Например, для разработки программного обеспечения или проведения аудита. Аутстаффинговая модель предоставляет гибкость в управлении ресурсами, позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся бизнес-потребности.
Аутсорсинг представляет собой передачу бизнес-процессов или услуг сторонней организации, специализирующейся в конкретной области. В отличие от аутстаффинга, где компания нанимает внешних сотрудников для работы над внутренними проектами, аутсорс подразумевает полную передачу части работ исполнителю. Это может быть IT-поддержка, бухгалтерский учет, логистика или другое. Аутстаффинг же чаще используется для временного расширения штата без создания новых рабочих мест в самой компании.
К преимуществам аутсорсинга относят сокращение затрат, оптимизацию процессов, повышение концентрации на главных направлениях бизнеса, доступ к передовому опыту и технологиям. Несмотря на это, существуют и риски: потеря контроля над процессами, зависимость от стороннего поставщика, возможные проблемы с безопасностью и конфиденциальностью данных.
Аутстаффинг — это механизм, позволяющий компаниям на законных основаниях передать своих сотрудников в управление другой организации. В отличие от аутсорсинга, где внешний исполнитель берет на себя выполнение определенных функций или проектов, аутстаффинг предполагает переход работников на ведение стороннего поставщика персонала при сохранении их текущих рабочих мест, обязанностей. Такой подход позволяет компаниям оптимизировать затраты, сосредоточиться на ключевых аспектах своего бизнеса.
Преимущества аутстаффинга включают гибкость в управлении персоналом, возможность быстро масштабировать команду в соответствии с текущими потребностями проекта. Компаниям не нужно тратить ресурсы на подбор, обучение новых сотрудников, поскольку весь процесс лежит на плечах аутстаффинговой компании. Однако существуют и недостатки: потенциальное снижение лояльности персонала, проблемы с контролем качества работы, поскольку сотрудники формально подчиняются другому работодателю.
Это популярные модели работы, которые позволяют компаниям эффективно распределять ресурсы. Однако эти подходы имеют существенные отличия, которые касаются управления персоналом, ответственности.
Чем два этих формата отличаются друг от друга в юридических и финансовых аспектах:
Выбор между зависит от потребностей компании, ее стратегических и операционных целей. Обе модели имеют преимущества и могут быть эффективны в определенных ситуациях.
Факторы, влияющие на стоимость услуг, включают квалификацию, опыт персонала, сложность и объем проекта, продолжительность сотрудничества, а также регион. К примеру, стоимость аутсорсинга IT-процессов зависит от того, требуется ли разработка программного обеспечения под ключ или лишь поддержка существующих систем. В случае аутстаффинга, стоимость тоже будет зависеть от уровня специализации сотрудников и их роли в проекте заказчика.
Аутсорсинг может быть более выгодным для стандартизированных задач (ведение бухгалтерии или техническая поддержка), где важна масштабируемость, оптимизация процессов. В то же время аутстаффинг может быть выгоднее для краткосрочных проектов или когда требуется глубокая интеграция сотрудников в корпоративную культуру и процессы заказчика, что часто встречается в IT-сфере. Аутстаффинг иногда влечет скрытые издержки, связанные с управлением и координацией внешних сотрудников.
Выбор модели зависит от специфики бизнеса и целей.
Это популярная модель удаленного найма персонала, но существуют ситуации, когда аутстаффинг может быть неэффективен:
Рынок аутсорсинговых и аутстаффинговых услуг демонстрирует устойчивый рост, что обусловлено стремлением компаний сосредоточиться на своих ключевых задачах, оптимизировать операционные расходы. Тенденции показывают, что крупные и средние предприятия всё чаще прибегают к внешнему привлечению IT-специалистов, маркетологов, других профессионалов. В России прогнозируется расширение аутсорсинговых и аутстаффинговых услуг, особенно в сферах информационных технологий и телекоммуникаций.
Глобализация, технологические изменения оказывают влияние на развитие аутсорсинга и аутстаффинга. С одной стороны, расширение глобальных рынков открывает возможности для поиска, привлечения внешних исполнителей. С другой, с прогрессом в области цифровых технологий проще управлять удаленными командами, взаимодействовать с контрагентами. Такие инновации, как облачные технологии, искусственный интеллект, автоматизация процессов, позволяют компаниям эффективнее использовать ресурсы аутсорсинга и аутстаффинга.
В обозримом будущем эти модели останутся важными элементами стратегического планирования для многих российских и международных компаний. Ожидается, что развитие этих моделей будет идти в сторону повышения их гибкости, масштабируемости, интеграции с технологиями. Это позволит компаниям ещё более эффективно реагировать на меняющиеся рыночные условия, поддерживать конкурентоспособность на глобальной арене.